• Главная страница
  • » Статьи
  • » Какие ошибки чаще всего допускают судьи, назначая несовершеннолетним принудительные меры воспитательного воздействия

Какие ошибки чаще всего допускают судьи, назначая несовершеннолетним принудительные меры воспитательного воздействия

997
     

Галюкова Мария Игоревна
мировой судья судебного участка № 4 Центрального района г. Челябинска.


Общая картина применения мер воспитательного воздействия


При кажущейся простоте вопроса применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего, законодатель, тем не менее, не случайно выделил в УК РФ и в УПК РФ отдельные главы, посвященные вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних и процессуальным особенностям рассмотрения уголовных дел с участием подростков и назначения им наказания, а высшая судебная инстанция страны в п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 № 1 (в ред. от 09.02.2012) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указала на то, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями.
В этих целях следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства.
Автором данной статьи было проанализировано 100 постановлений судов о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, по уголовным делам, рассмотренных на территории РФ за первую половину 2012 года. Результат исследования свидетельствует о том, что принудительные меры воспитательного воздействия назначались в основном к несовершеннолетним лицам, в возрасте 15–17 лет, совершившим преступления против собственности, в большинстве ― это кражи чужого имущества (79%), чаще всего применялись такие принудительные меры, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа; предупреждение; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Принудительная мера воспитательного воздействия, в виде возложение обязанности загладить причиненный вред п. «в» ч. 2 ст. 90 УК РФ, применялась крайне редко ― 6% случаев.

 

Основные ошибки


Отметим, что только 26% из числа всех постановлений, с процессуальной точки зрения были составлены безукоризненно, во всех остальных процессуальных актах содержались недочеты, которые в 34% случаев повлекли отмену исследуемых нами постановлений.
Именно на данных ошибках нам бы хотелось остановиться подробнее.

Вынесение приговора вместо постановления о прекращении дела. При поступлении уголовного дела с обвинительным актом либо обвинительным заключением суд имеет возможность применять принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетнему лицу за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо в порядке ст. 90 УК РФ, т. е. без постановления обвинительного приговора, либо в порядке ст. 92 УК РФ ― с постановлением такового.
Таким образом, суд должен вынести постановление о применении принудительных мер воспитательного характера, при этом структура данного постановления должна быть следующая: вводная (установочная) часть, описательно-мотивировочная часть, резолютивная часть.
Вводная часть постановления носит шаблонный характер (в том числе, с указанием места и даты рассмотрения уголовного дела, наименование суда, председательствующего/мирового судьи, подсудимого, законного представителя подсудимого, государственного обвинителя, потерпевшего, законного представителя потерпевшего (если имеется), адвоката-защитника; с указанием состава преступления(ий) в котором(ых) обвиняется подсудимый);
Описательно-мотивировочная часть постановления, должна включать краткое описание деяния, выводы о квалификации деяния и доказательства, подтверждающие виновность подсудимого, при этом составление текста постановления производится аналогично, как если бы выносился приговор в общем порядке. После этого судом указывается на то, что государственный обвинитель с учетом оглашенных материалов, характеризующих подсудимой, дает заключение о возможности прекращения уголовного дела, применив к несовершеннолетнему подсудимому меру(ы) воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ, в виде перечисления конкретных(ой) мер(ы).
Далее по тексту суд отражает в постановлении мнение остальных участников процесса. Необходимо отметить, что при рассмотрении данных уголовных дел следует выяснить и изложить в постановлении, когда подросток начал проявлять признаки асоциального поведения, когда и по каким причинам оставил учебу или работу, было ли это известно семье, органам профилактики, и как они на это реагировали.
Суд делает вывод об обоснованности применения принудительных мер воспитательного характера, с учетом условий жизни несовершеннолетнего, его личности и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Небоснование назначения и неразъяснение содержания меры в виде предупреждения. Обратим внимание на то, что обосновывая назначение такой принудительной меры воспитательного воздействия, как предупреждение, в постановлении суда следует максимально детализировать обстоятельства, на основании которых суд пришел к такому выводу.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 91 УК РФ предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ, презюмируется, что данные разъяснения должны быть даны подростку в судебном заседании после провозглашения постановления, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания, либо с несовершеннолетнего лица должна быть взята расписка, содержащая указание о том, что суть предупреждения ему понятна.
К сожалению, суды зачастую формально подходят к данному вопросу и в протоколе судебного заседания не отражено то, что несовершеннолетним давались какие-либо разъяснения по поводу примененной к ним принудительной меры воспитательного воздействия.

Формальный подход при применении меры в виде передачи под надзор. При назначении такой принудительной меры воспитательного характера как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Основания для передачи несовершеннолетнего под надзор должны быть приведены в описательно-мотивировочной части судебного решения.
Не всегда суды обращают внимание на то, что передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возможна лишь в тех случаях, когда указанные лица смогут позитивно воздействовать на несовершеннолетнего и обеспечить должный контроль над его поведением. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.
При передаче под надзор родителей или лиц, их заменяющих, следует учитывать, что их права и обязанности закреплены в Семейном кодексе РФ. Исходя из того, прокурор не может требовать, а суд не вправе возложить на данных лиц какие-либо иные (дополнительные) права и обязанности. Следовательно, нормы УК РФ фактически дублирует нормы семейного законодательства, придавая им уголовно-правовое значение. К сожалению, ответственности за неисполнение этой принудительной меры воспитательного воздействия родителями или лицами, их заменяющими, законодательством не предусмотрено, видимо, в силу отсутствия механизма контроля за данными лицами.
Однако при избрании указанной воспитательной меры судам следует иметь в виду, что этот вид принудительных мер воспитательного воздействия не может быть применен к несовершеннолетним, которые к моменту рассмотрения вопроса о применении воспитательных мер состоят в браке. Такое ограничение обусловлено положениями ч. 2 ст. 61 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой при вступлении несовершеннолетних детей в брак родительские права и обязанности прекращаются.

Неуказание способа заглаживания вреда. Следующий вид принудительных мер воспитательного воздействия ― это возложение обязанности загладить причиненный вред. Изучение конкретных уголовных дел показало, что материальный ущерб, причиненный вследствие преступления, как правило, возмещался в ходе предварительного следствия законными представителями несовершеннолетних, либо путем возврата похищенного имущества. Иными словами, применяя такую меру воспитательного воздействия, как обязанность загладить причиненный вред, суд должен учитывать имущественное положение подростка и наличие у него соответствующих трудовых навыков, самостоятельных доходов, виды которых определены в ст. 26 ГК РФ: заработок, стипендия, иные доходы, гонорар за свою интеллектуальную деятельность, вклады в кредитные учреждения, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.
Суд обязан в своем постановлении указать способ заглаживания вреда (возмещения стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств; передачей предмета, аналогичного утраченному; своим трудом с соблюдением положений Трудового кодекса РФ; уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением), при этом всегда необходимо учитывать, что постановление должно быть исполнимо.

Нечеткая формулировка налагаемых ограничений. Следующая мера воспитательного воздействия ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
В постановлении суда, устанавливаемые ограничения досуга, всегда должны быть конкретизированы. Категорически не следует указывать общие фразы о необходимости выполнения требований органа, под надзор которого передан несовершеннолетний. Напротив, могут быть специально указаны особые требования к поведению несовершеннолетнего, например, если преступление совершено несовершеннолетним на почве употребления наркотических средств либо спиртных напитков, суд вправе установить для подростка требование пройти обследование у нарколога, а при необходимости и курс лечения от наркомании либо алкоголизма.

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании


Самое выгодное предложение

Смотрите полезные юридические видеоелкции

Смотреть видеолекции

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Уголовный процесс» –
практика успешной защиты и обвинения

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Уголовный процесс».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в уголовном праве и процессе и изменениях в законодательстве.