Специфика уголовной ответственности за необеспечение транспортной безопасности

1041
В чем состоит неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности. Можно ли привлечь к ответственности по ст. 263.1 УК РФ транспортного инспектора? Как разграничить необеспечение безопасности на транспорте и некачественный ремонт транспортных средств
     

Шабунина Анжела Николаевна, мировой судья судебного участка № 4 Центрального округа г. Курска, кандидат юридических наук

Горевой Евгений Дмитриевич, мировой судья в отставке, кандидат юридических наук (г. Курск)

 

Проблема ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности представляется сегодня особенно актуальной в связи с целым рядом трагедий в этой области. Не случайно в 2010 г. был принят федеральный закон, установивший уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте, а именно за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ).

Характеристика состава преступления


Необходимо отметить, что анализируемый состав преступления отнюдь не простой, на пути реализации нормы ст. 263.1 УК РФ правоприменителя будут подстерегать многочисленные проблемы: субъектный состав; перечень правил, ответственность за нарушение которых может наступать по ст. 263.1 УК РФ; отграничение от смежных составов и т. д.

Объект.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, являются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Объективная сторона.
Деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 263.1 УК РФ, возможно как в форме действия, так и бездействия, и выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности.
Диспозиция ст. 263.1 УК РФ бланкетная, т. е. не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам. При определении перечня актов, имеющих правовое значение для квалификации по данной статье, можно ориентироваться на Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (вместе с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции)).

Согласно п. 2 данного положения государственный транспортный инспектор при осуществлении контрольных (надзорных) функций руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Минтранса России, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также самим Положением.
Следует отметить, что в судебной практике имеющими правовое значение для квалификации по смежным составам признаются также и внутренние предписания владельца транспортного средства либо объекта транспортной инфраструктуры (например, руководство по производству полетов, разработанное и утвержденное конкретной авиакомпанией). Представляется, что собственник объекта транспортной инфраструктуры вправе также разработать дополнительные требования к безопасности, не противоречащие законодательству, закрепив их локальным актом и назначив сотрудника, ответственного за исполнение этих положений.
В п. 3 и 5 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 № 25 применительно к положениям ст. 264 УК РФ содержится адресованное к судам требование указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Эти положения в полной мере применимы и ко всем бланкетным составам главы 27 УК РФ, в том числе к ст. 263.1.
Состав сконструирован как материальный ― предусматривает обязательное наступление общественно-опасных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1); смерть человека (ч. 2); смерть двух и более лиц (ч. 3).
Так, официальный представитель СКР В. Маркин в своем сообщении подчеркивает, что в рамках уголовного дела будут проверены действия руководителей и рядовых сотрудников линейного управления внутренних дел на транспорте и иных должностных лиц, которые должны были обеспечивать охрану общественного порядка и принимать профилактические меры в Домодедово. Следствием будет установлена и тщательно исследована роль руководства аэропорта Домодедово и его службы безопасности, которые должны были обеспечить безопасное пребывание граждан в зданиях и на территории комплекса.

Субъективная сторона.
Характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, то есть лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых — неосторожностью по отношению к последствиям.

Субъект преступления.
предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, является специальным — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Например, согласно ч. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта, безопасность судоходства обеспечивает судовладелец, в том числе и путем назначения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатываются соответствующие планы.
Согласно подп. 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в Плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности.
Кроме того, наличие в штате лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, может быть одним из условий лицензирования. Такое правило содержится, к примеру, в подп. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Так, в качестве лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту «Домодедово», следствием в настоящее рассматриваются охранники, несшие службу в день теракта, и руководители управляющих структур аэропорта, в должностные обязанности которых входит обеспечение безопасности.

Отграничение от смежных составов


Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (263.1 УК РФ) необходимо отличать прежде всего от недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266).
Данные преступления отличаются по характеру совершаемых деяний. Так объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, составляют недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В судебной практике под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства), а под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств — невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 № 25).
Составы, предусмотренные ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ, отличаются также по субъектам. Так, субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть (п. 18 Постановления).
Субъект данного преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.
Действия владельцев либо водителей индивидуальных транспортных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления. Им является лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это, прежде всего, должностные лица транспортных хозяйств и любых других предприятий, организаций, на которых действующими приказами, распоряжениями руководителей либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность по обеспечению ремонта и выпуска на линию транспортного средства и организации его безопасной эксплуатации. К их числу могут быть отнесены заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры, дорожные контролеры, инженерно-технические работники. Из закона не вытекает, что субъектом является должностное лицо. Руководители автохозяйств, троллейбусных и трамвайных парков могут своим приказом назначить ответственными лиц, не являющихся должностными, но по своему образованию, профессиональной подготовке способными исполнять возложенные на них обязанности по проверке выпускаемых на линию транспортных средств. Исходя из принятого судебной практикой толкования, субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ, совпадают.

Поскольку при недоброкачественном ремонте и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства нарушаются требований по обеспечению транспортной безопасности, норму статьи ст. 263.1 УК РФ, по сути, можно назвать общей по отношению к норме ст. 266 УК РФ, и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, совершенного лицом, на которого возложена ответственность по организации его безопасной эксплуатации субъекты преступлений, ответственность наступает по ст. 266 УК РФ как по специальной норме. В остальной части ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ не конкурируют между собой и соотносятся как смежные составы преступлений (см. таблицу).
Таким образом, даже поверхностный анализ состава ст. 263.1 УК РФ показывает, что практическое применение этой нормы будет сопряжено с определенными проблемами. Тем более что дела о преступлениях, квалифицируемых по ч. 1 этой статьи, подсудны мировым судьям, поскольку ее санкция не превышает трех лет лишения свободы, а в перечень изъятий из подсудности мировых судей новая статья не включена (ст. 31 УПК РФ), в то время как части первые ст. 263 и ст. 264 УК РФ с сопоставимыми санкциями отнесены к подсудности районных судей ввиду сложности предмета доказывания по данным делам.
 

 

Анонсы будущих номеров

    Стать подписчиком


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Академия юриста компании


      Самое выгодное предложение

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть видеолекции

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Рассылка




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Уголовный процесс» –
      практика успешной защиты и обвинения

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Уголовный процесс».

      
      • Мы в соцсетях

      Входите! Открыто!
      Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Только для зарегистрированных пользователей

      Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в уголовном праве и процессе и изменениях в законодательстве.